1.  Мелодию лучше начинать разучивать без текста, на какой-нибудь  слог,  например   «ля».

       2.  Подвижные песни сначала необходимо пропевать в замедленном темпе, чтобы ребенок успевал хоро шо, правильно проговаривать все слова, особенно трудные для произношения.

      3.   Сложные  по  ритмическому рисунку и  мелодии фрагменты  песни  необходимо  поучить  отдельно. Чтобы  ребенок  наглядно  понял,   куда движется мелодия   и   куда   направить   голос,   пользуйтесь жестом (рука следует вверх и вниз, скачком или плавно). Так ты с трудным ритмическим рисунком нужно про хлопать, затем одновременно прохлопать и пропеть на какой-либо слог.

      4.  Чтобы звук во время пения имел красивую окрас ку, следите за губами ребенка. Они всегда должны иметь округлую форму. Этому помогает и хорошо открывающийся рот.

      5.  Дышать нужно спокойно, не поднимая плеч и не делая шумных вдохов перед каждой новой фразой песни. Сохранять воздух в легких желательно до окончания фразы, экономно его расходуя. Научить ся   этому  можно,   поиграв,   например,   со  свечой (дуйте на пламя свечи как можно дольше, наблю дая, как оно при этом отклоняется в сторону) или с  белыми  пушинками-парашютиками  знакомого всем одуванчика.

     6. Перед пением голос должен быть «разогрет». Для этого используются небольшие, на трех-пяти зву ках, распевки. Это может быть «Музыкальная лесенка», которую желательно пропевать от раз ных ступенек, постепенно повышая голос или какие-нибудь другие короткие попевки.

     7. Правильное положение корпуса ребенка во время пения помогает исполнению песни. Сидеть нужно прямо, без напряжения, расправив плечики, руки спокойно положить на колени ближе к корпусу, голову вниз опускать не следует. Если песня ис полняется стоя, то спина при этом также должна быть прямой, руки желательно спокойно опустить вдоль туловища. При таком положении корпуса вся дыхательная система, весь голосовой аппарат гармонично настроены на процесс пения.

ЧТО ТАКОЕ ПЕТЬ ЧИСТО?

     Музыканты-педагоги при оценке пения детей ис пользуют термин «чистота интонирования». Говорят, например, интонация у ребенка не чистая, или «чис тота интонирования оставляет желать лучшего». Что это означает?

     Чисто интонировать или, что одно и то же, «чис то» петь — это значит, петь без фальши, не фальшивить во время пения.

     Когда вы играете на каком-либо инструменте и одновременно поете, надо слушать себя и следить за тем, чтобы звук инструмента и голос сливались. Приходится сознательно управлять своим голосом и приспосабливать его к звучанию инструмента. Если из инструмента извлекается высокий звук, нужно постараться сделать свой голос тоненьким (напри мер, как у мышонка) и послушать, добрался ли он до высокого звука инструмента, соединился ли с ним в согласованном звучании. Если на инструмен те сыграли низкий звук, нужно сделать наоборот, опустить голос, пусть он будет более «толстым», низким. Главное, всегда себя слушать и контроли ровать. Голос поющего и звук, издаваемый инстру ментом, должны сливаться в один. Это очень важ но. Если есть хоть небольшая рассогласованность между звуком музыкального инструмента и его повторением человеком, о чистом пении не может быть и речи, а ведь к чистоте пения люди всегда относились и относятся очень серьезно.

     Не стоит расстраиваться, если сразу не получается исполнить песню чисто. Для успеха требуется время, упражнения в развитии звуковысотного слуха и,    конечно, регулярные занятия пением. И всег да   помните:

     Прежде чем проинтонироватъ (пропеть) звук песни, важно правильно ус лышать его и точнейшим образом по вторить голосом.

Всем ли детям доставляет удовольствие участие в новогодних утренниках и карнавалах? Почему некоторым из них подобные мероприятия не по душе? Как себя вести, чтобы ребенок не разочаровался в празднике? Эти вопросы в преддверии Нового года волнуют всех родителей.

Стихотворное мученье

Всегда были и есть дети, которые испытывают сильные переживания по поводу того, что им придется рассказывать стихотворение у новогодней елки — перед Дедом Морозом или зрителями. Некоторых из них эта перспектива настолько пугает, что они ни за что не соглашаются учить даже элементарное четверостишие. Но бывает и так, что ребенок с удовольствием выучил новогоднее стихотворение и вдруг в самый ответственный момент не смог произнести ни слова. Ребенок все забыл или не нашел в себе силы преодолеть робость. Почему так происходит?

Ребенок действительно может растеряться в присутствии большого количества незнакомых взрослых людей. Ведь одно дело — выучить стих и рассказать его дома перед мамой, папой и бабушкой, а другое дело — на сцене, перед зрителями. Тем более, если у малыша подобный опыт публичных выступлений отсутствует. Первый выход на сцену может пройти далеко не так гладко, как хотелось бы его родителям. Но считать это серьезной проблемой вряд ли стоит. Рано или поздно дети привыкнут выступать перед другими людьми. Как минимум они научатся этому в школе, когда им придется отвечать домашнее задание перед всем классом. Конечно, профессиональными артистами или красноречивыми ораторами они могут так и не стать, но ведь не в этом счастье.

Ребенок может растеряться в присутствии большого количества незнакомых людей. Ведь это совсем не то же самое, что выступать перед мамой!

Другое дело, когда ребенка на сцене сковывает самый настоящий страх. Но это страх уже несколько иного рода — страх не публичности, а ошибки. Малыш боится забыть стихотворение или песенку, сказать что-то не так или сделать что-то не то, чего ожидают от него взрослые. Пожалуй, такую ситуацию действительно можно назвать самой настоящей проблемой, корень которой следует искать в поведении… родителей! Да, да, именно родители зачастую осознанно или неосознанно формируют у ребенка подобные страхи. Обычно это происходит следующим образом. Ребенку необходимо подготовить стихотворение или выучить песенку к детскому утреннику, и вот мама с папой берутся за дело со всей серьезностью. А как же, ведь им так не хочется, чтобы их ребенок "опростоволосился" перед родителями других детей. И, вместо того чтобы попытаться найти тонкий подход к ребенку, по-настоящему заинтересовать его предстоящим выступлением, внушить уверенность в том, что все получится, взрослые требуют от малыша безупречного исполнения. При этом, если ребенок не справляется, в ход могут идти упреки, запугивания и наказания. Ребенок начинает еще больше волноваться, у него пропадает всякое желание выступать. Тревога о том, что его накажут или будут ругать, если он запнется на сцене, овладевает им. Естественно, такое состояние не способствует запоминанию и омрачает все предпраздничное настроение. Даже если ребенку и удастся под давлением взрослых кое-как зазубрить нужное стихотворение, то уже на сцене может произойти срыв — ребенок просто застопорится, у него пропадет от волнения "дар речи".

Вы танцуйте, а я обойдусь...

В детских садах и школах такие "репетиции" утренников нередко напоминают скорее дрессуру, чем радостную подготовку к празднику. Конечно, здесь многое зависит от педагогов, музыкальных руководителей и других взрослых, работающих с детьми. И, к сожалению, у некоторых из них лучше всего получается запугать ребенка и внушить ему полную неуверенность в себе, чем действительно помочь самораскрыться и выучить, например, танец.

Так что, если ребенок отказывается принимать активное участие в детском утреннике, это еще не означает, что он социально неадаптированный или неспособный к публичным выступлениям мальчик или девочка. Не пытайтесь всеми способами выставить малыша на сцену, а попробуйте разобраться в причинах отказа и переживаниях ребенка. Возможно, у него уже отбили всякую охоту выступать еще во время репетиции.

Но иногда и родители сами, как только могут, нагнетают обстановку. Например, в одном из детских садов во время утренника мама, увидев, что ее мальчик танцует в паре с другим мальчиком, стала сильно возмущаться и ругать воспитателей за то, что те допустили такое "извращение" (а иначе не могло быть, ведь в той группе было 13 мальчиков и одна девочка). Эта мама приписала такой в общем-то невинной ситуации свой — взрослый — смысл. В результате ощущение праздника было испорчено у педагогов и у самой мамы. Естественно, настроение мамы передалось и ее ребенку.

Новогодние (раз)очарования

Новый год — время долгожданных подарков и приятных сюрпризов. Но некоторым мамам и папам все же удается испортить ощущение праздника себе и ребенку, а потом они удивляются, почему малыш не в настроении и отказывается участвовать во всеобщем веселье. Например, достаточно ненавязчиво, по мере приближения 31 декабря, напоминать ребенку, чтобы он не забывал слушаться родителей и вести себя прилично, иначе Дед Мороз оставит его без подарков. Причем взрослому "переманить" Деда Мороза на свою сторону очень легко, если ребенок не сомневается в его существовании. "Дедушка Мороз дарит подарки только послушным детям. Он знает, кто как себя вел в этом году, и к плохим детям не придет!" — или "Дедушка Мороз подарит подарок, только если твой стишок ему очень понравится!" Нередко этот же способ повлиять на ребенка используют воспитатели в детских садах и няни. Иногда такой метод манипулирования ребенком оказывается действенным, иногда — нет. Но чем меньше ребенок, тем более он начинает терзаться сомнениями, действительно ли получит подарок от доброго старика и заслуживает ли его вообще. Взрослые попали в точку — они "ударили" по самому больному месту ребенка — его веру в сказку и чудеса. Теперь малыш боится сделать лишний шаг, который может расцениться взрослыми как неверный. Чем ближе праздник и день раздачи подарков, тем более нарастают тревога и напряжение у ребенка. А долгожданный подарок он воспринимает скорее как свидетельство своего послушания, нежели как один из приятных ритуалов празднования Нового года.

К Новому году готов!

Для взрослых готовность к празднику — это, прежде всего, праздничный стол и безупречный наряд на зависть всем гостям. Но для маленького ребенка — это всегда сильные эмоциональные переживания и масса новых впечатлений. А чтобы эти впечатления были позитивными, ребенка нужно настроить на событие.

Психологическую подготовку ребенка к участию в новогоднем утреннике родителям нужно начинать с себя. Чтобы избежать проблем и превратить детский утренник в настоящий праздник не только для ребенка, но и для всей семьи:

Задумайтесь о том, почему для вас так важно, чтобы ребенок выступил. Хотите ли вы, чтобы он получил удовольствие от собственного выступления или вами движет родительское самолюбие? Не стоит считать, будто то, что хорошо вам, хорошо и ребенку.

Спросите себя: а обязан ли мой ребенок на самом деле учить стихи для Дедушки Мороза, изображать зайчика или танцевать вокруг елочки? Ведь от этого не зависит его будущая жизнь и не должны зависеть ваши с ним отношения. А заставляя ребенка делать то, что ему не нравится, даже из самых лучших побуждений, вряд вы сделаете его увереннее в себе.

Даже и не думайте пугать ребенка и шантажировать, пытаясь заставить его выучить стихотворение. Дед Мороз (независимо от того, верит ли в него ребенок или нет) не должен превращаться в средство манипуляции и символ педагогического возмездия.

Относитесь к подготовке проще. Не нагнетайте обстановку, не изматывайте ребенка домашними репетициями и нравоучениями. Если превратить нудное заучивание в увлекательную игру, ребенку самому станет интересно.

Помните, не все дети созданы для сцены. Понятно, что публичным выступлениям необходимо учиться. Кроме того, многим детям требуется много над собой работать, чтобы преодолеть страх сцены. Но это невозможно сделать за 1-2 дня накануне утренника.

Поэтому имейте в виду на будущее: если хотите воспитать свободного ребенка, который не боится сцены, не ограничивайте круг его общения. Пусть разговаривает с детьми и взрослыми, выступает во время семейного застолья, в компании своих друзей или во дворе перед местными бабушками (конечно, выступать он должен не из-под палки, а по собственному желанию). Не забывайте хвалить ребенка за любую его инициативу. Если ребенок во время утренника вдруг заплачет или бросится к вам на руки, не пытайтесь его оттолкнуть и любыми способами вернуть на сцену. Поставьте себя на его место — вам страшно, на вас смотрят несколько десятков незнакомых глаз, непонятный дед с бородой требует от вас стихотворение и даже родная мама не может спасти вас от этого "кошмара".

Всегда старайтесь найти время, чтобы посетить утренник с участием своего ребенка. Ведь маленькие дети выступают в первую очередь не перед аудиторией, а именно перед своими мамами и папами. Обратите внимание: когда ребенок выступает, он смотрит вам в глаза, ища в них поддержку и одобрение. А теперь представьте, что ему некому будет смотреть в глаза.

И не забывайте, что Новый год бывает только раз в году. Но это вовсе не означает, что ребенок должен, как взрослые, отметить праздник с размахом и оторваться на утреннике "по полной". Позвольте ему хотя бы раз в год побыть просто самим собой, даже если для него наивысшим счастьем станет возможность тихонько отсидеться на стульчике до конца утренника.

Утренник в детском саду - это не только праздник, но и испытание для ребенка. Помощь родителей здесь необходима.

      На самом деле утренник - это не совсем праздник для детей. Скорее, это демонстрация умений детей и одновременно отчет о проделанной работе музыкального руководителя.

      Чего, например, хотят воспитатели? Чтобы была хорошая явка: во-первых, этот показатель очень ценен сам по себе, а во-вторых, чтобы не пришлось воспитательнице играть роль заболевшей Белочки или Снежинки.

      Чтобы все дети, проявляли активность и на предложение поучаствовать в конкурсе, с неподдельной радостью вскакивали с мест.

      Чтобы была дисциплина - без особого предложения никто с мест не вскакивал и не отрывал детали костюма у соседа.

      Чтобы папы гордились, а мамы умилялись так, что в отдельные моменты не могли сдержать слез.

       Утренник - важное событие в жизни ребенка. Именно там он узнает, как сочетать собственные удовольствия с выполнением обязательств. Именно там он научится совместной творческой деятельности. Там же получит представление о том, что такое сценарии и правила. И возможно, впервые проявит свои интересы и способности.

 

       Глубоко ошибочно мнение тех родителей, которые считают, что можно не водить ребенка на музыкальные занятия, а привести только на утренник , ничего кроме неприятностей (для ребенка из – за незнания материала), неумения выполнить простейшие танцевальные  движения, незнания слов песен , неумения правильно и вовремя перестроиться, не получиться. Ребенок расстраивается, путается, нервничает, зачастую плачет, мешает  остальным  детям , которые старательно учили стихи , песни, танцы в  продолжении долгого времени.

      Как правило к утреннику детей готовят постепенно, сначала разучивая слова и мелодии песен, движения танцев, а за тем  идет знакомство со стихами и сказками, герои которых будут  «приходить » на праздник.

     Разучивание материала на утренник, продолжается около двух месяцев.

     Дети постепенно разучивают  весь нужный  материал на  музыкальных занятиях, а затем в  свободное от других не менее важных занятий (таких как: математика, развитие речи, лепка, рисование, конструирование, труд и др.) закрепляют с воспитателями пройденный на занятии материал. Дети учатся правильно и  выразительно произносить слова стихотворений и отрывки из сказок, закрепляют  исполнение отдельных танцевальных движений. Благодаря совместному и ежедневному  труду музыкального руководителя и воспитателей, вы, родители, имеете  возможность увидеть  развитие вокальных, актерских, танцевальных данных у своих детей. Но без помощи родителей  праздника не будет. На праздник ребенок должен придти в карнавальном костюме (если это Новый год), нужны атрибуты для упражнений, маски.

     Совет по оформлению костюма  можно получить у музыкального руководителя или у воспитателя группы.

 

     Обязательно на ногах у детей должны быть «чешки», туфли не годятся для исполнениятанцев.

 

     И, помните!!! Детский праздник – это мероприятие для детей, а не для взрослых. И надо сделать всё, что-бы праздник ребёнку запомнился, что-бы он получил удовольствие и помнил об этом очень долго. Помогите нам. Ведь вместе - всегда лучше.

 
 

Голос 001

Голос 002