Get Adobe Flash player

"Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста".

(Пабло Пика)

   

        Сегодня во всём мире внимание психологов, физиологов и педагогов привлечено к проблеме раннего детства. От того, в каких условиях оно будет протекать, зависит будущее ребёнка.

        Ребёнок раннего возраста охотно вовлекается в продуктивную познавательно- творческую деятельность. В ней ребёнок выступает, с одной стороны, в качестве ведомого взрослым и через различные формы и способы включается в освоение художественного опыта; с другой стороны, он пробует себя в качестве художника — творца. Это требует от него творческого воображения и осмысленных действий, самостоятельности, умения применять опыт в новых условиях, ответственного отношения к собственной деятельности и деятельности сверстника, а также к получаемому продукту (результату). Активно  участвуя в процессе преображения мира на доступном содержании и общаясь со взрослыми и сверстниками, малыш получает первый опыт творческой деятельности, что влечёт за собой развитие различных сфер личности ребёнка: интеллектуальной, нравственной, волевой и эмоциональной.

       Овладевая активными поисковыми действиями в процессе познания окружающего мира, экспериментируя, ребёнок приобретает новый социальный опыт. По определению С. Л. Рубинштейна, ребёнок «вычерпывает» всё новые и новые признаки и свойства объектов, учится анализировать. В результате формируется познание того, что признаки и свойства предметов раскрываются не тогда, когда они выступают как застывшая реальность, а лишь в процессе их движения, изменения и преобразования. По отношению к объектам ребёнок выступает не как созерцатель, а как активный преобразователь. У малыша познание, начинающееся с удивления, продолжается потом в изучении, разглядывании, практическом действии, экспериментировании с предметом, явлением. Возникает желание поделиться узнанным с близкими людьми в рисунке, поделке. Этим ребёнок «подключает» близкого человека к сопереживанию.

        Постепенно малыш учится рассказывать об увиденном  языком красок, линий, словами. Ответная положительная эмоциональная реакция взрослых поддерживает у ребёнка стремление больше видеть, узнавать, искать ещё более понятный и выразительный язык линий, красок, форм. Так стимулируется развитие творчества ребёнка.

       В процессе изобразительной деятельности дети приобретают способность всматриваться, вслушиваться, ощущать, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличное. У них развивается внимание, усидчивость, тренируются рука и глаз. По - мнению учёных, развитие руки определяет развитие мышления ребёнка.

   Движения рук управляются несколькими механизмами:

           -чувствительность пальцев обеспечивает восприятие формы, веса, температуры, шероховатости, твёрдости и мягкости предметов;

  • механизм регуляции тонуса и силы  сокращения мышц позволяет выполнить движения точно в срок;
  • кинетическая (двигательная) память обеспечивает автоматизацию навыков;
  • зрение и мышление позволяют ребёнку ориентироваться в расположении предметов в пространстве, оценивать их параметры; выполнять целенаправленные действия; планировать и исправлять ошибки.

   Чем старше становится ребёнок, тем большую роль приобретает                          влияние мелких движений пальцев рук на формирование его психических процессов. Уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук.

          В.А. Сухомлинский писал:   «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручонки, которые питают источник творческой мысли…

       Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Первые годы жизни ребёнка - самые ценные для его будущего и надо как можно полнее использовать их. К трём годам развитие клеток головного мозга завершено на 70-80%, формируется фундаментальная способность мозга - принимать сигнал извне, создавать его образ и запоминать его. Это та основа, на которой держится всё дальнейшее интеллектуальное развитие ребёнка. У ребёнка превалирует интерес. Чем меньше ребёнок, тем меньше усилий ему нужно затратить, чтобы научиться что - то делать. Мозг ребёнка может вместить безграничный объём информации.

   Чтобы ребенок стал творческой личностью, в детстве необходимо развивать его способность видеть, чувствовать и осознавать выразительность образов, замечать неповторимость, оригинальность окружающего мира, уметь передавать впечатления в своем творчестве.

Потребность детей проявлять свои творческие способности велика. Ее удовлетворение дает детям интенсивное ощущение радости жизни. Надо сберегать в ребенке мечтателя, чтобы он вырос активным творцом научной, производственной, общественной жизни; творцом своей собственной личности.

В каком же возрасте необходимо начинать развитие творческих способностей ребенка?

Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Если говорить о конкретных способностях, которые лежат в основе различных видов творческой деятельности ребенка, то самой ранней по развитию является музыкальная способность. Многие ученые сходятся к мнению, что она начинает развиваться еще в утробе матери. Когда мама слушает музыку, она испытывает определенные эмоции, которые передаются ребенку, именно это позволяет в дальнейшем реагировать эмоционально на ту или иную музыку. Именно эмоциональная окрашенность музыки заставляет ребенка еще не осознанно двигаться в такт мелодии, или засыпать под мелодичную, спокойную музыку. Благодаря этому в дальнейшем у ребенка развивается чувства музыкального ритма, такта и музыкальный слух.

   Позднее развивается изобразительное творчество (1, 5 года). Это связано со способностью ребенка держать карандаш, кисточку, уметь передавать увиденные образы. А в 4-5 лет ребёнок начинает изображать узнаваемые предметы.

   Самым поздним в своем формировании являются техническое детское творчество. Это связано с тем, что дети накапливают определенный опыт, позволяющий им экспериментировать, преображать и создавать что-то новое. Хотя основа к данному виду творчества лежит в тот период, когда ребенок берет в руки кубики и конструктор. Пытается создать из них что-то свое.

С чего начать развитие творческих способностей детей?

Развитие творческих способностей детей  начинается с создания наилучших условий для такого роста, так сказать атмосферы, которая бы сама подталкивала к развитию.

  1. В первую очередь нужно подготовить физические условия. Здесь подразумевается подготовка необходимых материалов для творчества, и отведение времени для игры с ними. 
  2. Обеспечьте ребенку полную безопасность, чтобы ребенок понимал, что за свои творческие эксперименты, он не будет наказан.   Лучше поощряйте и подбадривайте, ведь для малыша воспринимать новые знания может быть трудно.
  3. Позволяйте ребенку проявлять инициативу, не гасите любопытство к окружающему миру. Не стоит превращать занятия с ребенком в обязательные уроки, иначе ребенку они будут в тягость.
  4. Пусть обучение проходит в атмосфере любви и уважения, тогда ничто не помешает получать новые навыки.
  5. Выбирайте информацию, подходящую к возрасту и способностям своего ребенка. Помните вы не гонитесь за количеством познанного материала, ваша цель – развить способности малыша.

Немаловажно, что нужно для успешного развития – это системность занятий. Если вы будете заниматься с ребенком от случая к случаю, то он вряд ли поймет, что от него хотят. Кусочки знаний должны складываться у малыша в общую взаимосвязанную картинку.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста трудно представить без развития воображения. Воображение – это способность составлять из отдельных фрагментов жизненного опыта, что-то новое, отличающееся  от ранее усвоенного.

Обучать можно без скучной передачи данных, развитие творческих способностей детей должно проходить в стиле игры, можно рассказывать сказки, петь песни, придумывать окончание стихов.

Если мы хотим вырасти творческую личность, значит надо нам подходить ко всему с творчеством. Ребенка можно удивлять и радовать и сами родители и педагоги будут рады, что ребенок стал творить чудеса.

         Как развивать творческие способности ребенка.

      Творческие способности имеют свои составляющие. Это свойства личности, позволяющие смотреть на этот мир с новой точки зрения, отойдя от стандартного мышления. Это те способности, которые лежат в основе творческого мышления. Учитывая их, психологи определи или выделили основные направления в развитии творческих способностей детей:

1. Развитие воображения. Воображение — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Развивается во время игры, когда ребенок представляет предметы, которыми играет (берет кубик и говорит, что это - стол, а может - это чашка).

          2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность. Креативность (от англ. create - создавать, творить) — способность принимать и создавать принципиально новые идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность решать задачи, используя предметы и обстоятельства необычным образом. Или умение видеть в одном предмете другой.

            Можно развивать, не используя специального оборудования. Посмотри на облака, на что они похожи. Найти необычную веточку и тоже придумать, на что она может быть похожа. Нарисовать круг, пусть ребенок что-то дорисует, чтобы получился предмет, или просто назовет, на что это может быть похоже.

              Условия успешного развития творческих способностей.

           Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Выделяют шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.

          1. Раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

          2. Создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность.

           Как создавать развивающую среду. Когда мы хотим обучить ребенка читать, мы покупаем кубики с буквами,  вешаем буквы на предметы,  чтобы он их хорошо запомнил. Также чтобы ребенок рисовал, ему нужно место и условия, где он сможет это делать свободно, не испортив вещи. Дать ему возможность работать с различными материалами – пластилин, массы для лепки, краски, карандаши и т. п.

            3. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.

             4. Предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т. д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

             5 Ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь взрослых. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь - в подсказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

              6. Тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям, не свойственным реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Дорогие родители!  Чаще творите вместе с детьми, ведь совместное творчество делает вас ближе к детям, работая совместно не только ребенок, но и вы получите массу положительных эмоций! В качестве поощрения себе и детям чаще участвуйте в различных конкурсах и выставках. Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток ребенка - не следует говорить, как можно улучшить его произведение, в  этом случае, как бы ни старался ребенок, результат все равно недостаточно хорош. Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. Избегайте критиковать первые опыты - как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит. Хотелось бы, чтобы развитие творчества пошло ребенку на пользу. Не пытайтесь насильно вырастить из ребенка великого художника, музыканта, или писателя-фантаста. Ваша задача в помощи развить то, что уже заложено именно в вашем малыше, и тогда он сам определиться в любимом занятии.

Если Вы думаете, что великие дарования заявили о своих талантах в первые месяцы жизни, то вы ошибаетесь. Даже самому одаренному малышу для осознания своих способностей нужна помощь родителей. Именно от Вас зависит то, как скоро ребенок поймет, какое занятие привлекает его больше всего. Правда, стоит иметь в виду, что творческое развитие ребёнка не должно опираться на предпочтения родителей, а должно быть свободным выбором малыша. Если не учитывать это обстоятельство, можно не только загубить талант на корню, но и вызвать отвращение ребенка к творчеству.

           Самым первым вкладом родителей является развитие музыкального слуха у детей. То, что ребенок слышит звуки, еще находясь в утробе матери – общеизвестная истина, поэтому стоит окружить его прекрасной музыкой еще до рождения. В дальнейшем, прослеживая реакцию ребенка на разнообразные мелодии, вы сможете составить свой собственный репертуар, который поможет в общем развитии и воспитании малыша. К тому же, вас никогда не будет мучить проблема "как научить ребенка самостоятельно засыпать".

            Воспитанию чувства прекрасного помогут любые предметы, окружающие малыша. Важно, чтобы у родителей был эстетический вкус. Но не стоит с рождения брать ребенка на выставки, вернисажи и театральные представления. Ребенок не сможет воспринимать произведения искусства, выделяя их из всего увиденного. Намного полезнее для малыша совместная деятельность с взрослыми. Неважно, что мы делаем: лепим из пластилина с ребенком, рисуем, создаем удивительные панно, музицируем или собираем природный материал для поделок — мы развиваем его творчески. Проследив за тем, что малыш делает с большим удовольствием, концентрируемся на этой деятельности, всячески поощряя достижения малыша. Например, ребенку нравится рисовать – стоит купить ему как можно больше качественных карандашей, фломастеров, красок, кистей и не пожалеть денег на рамы для оформления его рисунков и вывешивания на самых видных местах в доме. Если получается лепить из пластилина – осваиваем соленое тесто, глину и другие материалы.

          Дошкольники – маленькие фантазеры и открыватели – творят мир вокруг. Их находки и открытия по характеру поиска и проявления инициативы вполне соотносимы с творческими достижениями взрослых. Только степень новизны оценивается по-другому. Ребенок открывает, создает что-то новое для себя – субъективно новое. Поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольном возрасте. Именно у дошкольников вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем. Развитие творческих способностей или предпосылок к нему начинается уже в раннем возрасте.

        Хвалите ребёнка, гордитесь им, не стесняйтесь говорить об его успехах вслух и, возможно, окрыленный вашей верой в него, малыш добьется признания своего таланта.

В заключении хотелось бы сказать следующее. По отношению к детям с различными видами способностей часто демонстрируется или восхищение или наоборот, скептическое, настороженное поведение. Следует помнить, что по отношению к любым детям являются неуместными как неумеренные восторги, так и проявления весьма критического, недостоверного отношения. Единственное, что следует поощрять в ребенке, - это его желание работать ради работы, а не его стремление обогнать товарищей.

Говоря о проблеме творческих способностей детей, хотелось бы подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях детского сада и семьи.

Литература.

1.Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб: издательство Буковского, 1994.

2. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. -1982 №11.

3. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой.-М.,1980

4. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997. 

5. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное воспитание. - 1967 №12.

6. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993.

7. Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978

8. Полуянов Д. Воображение и способности. - М.:3нание, 1985.

9. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Дошкольное воспитание. - 1996 №5

Есть такое человеческое качество – эмоциональность души. Человек с эмоциональной душой не может забыть горя, страдания, несчастья другого человека, совесть заставит его придти на помощь. Это качество воспитывает музыка.

Уважаемые родители!

Если вы хотите, чтобы сердце вашего ребенка стремилось к добру, красоте, человечности, попробуйте научить его любить и понимать музыку. Учите его, учитесь вместе с ним.

1. Помните о том, что любое музыкальное произведение нужно слушать, не отвлекаясь ни на что другое. Нужно очень постараться внимательно следить за тем, что происходит в музыке, от самого начала до ее завершения, охватывая слухом звук за звуком. Музыка подарит слушателю новое чувство, новое настроение.

2. Вначале не нужно слушать крупные музыкальные произведения, лучше выбирать для слушания небольшие музыкальные пьески.

3. Слушать вокальную музыку легче, ведь текст всегда подскажет, о чем хотел сообщить композитор, какими мыслями хотел поделиться. В инструментальной музыке слов нет. Но от этого она не становится неинтересной.

Купите диск с записью известного сочинения П.И.Чайковского «Детский альбом». Какие только жизненные и даже сказочные ситуации не отображены в этой музыке. Здесь и «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла». Здесь вы услышите  очень ласковые, мечтательные пьесы «Сладкая греза», «Мама», «Зимнее утро». Произведения С. Майкапара «В садике», «Маленький композитор», «Пастушок» - будут близки и понятны даже самым маленьким детям.

4. Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений.

Чем чаще слушаешь уже знакомые произведения, тем они с каждым разом все больше и больше нравятся.

5. Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделите для этого специальное время.

Правила поведения при встрече с музыкой:

Нельзя опаздывать на концерт.

В случае опоздания нужно дождаться перерыва, входить в зал во время исполнения запрещается.

Непременным условием является абсолютная тишина в зале. Недопустимы любые разговоры, шепот, обмен мнениями, все это отвлекает самого слушателя, мешает и окружающим.

Аплодисменты, вызов на сцену в заключение концерта – лучшая награда артистам.

Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.

 К.Станиславский говорил: «Игра ребенка отличается верой в подлинность и правду вымысла. Стоит ребенку только сказать себе, как будто  бы, и вымысел живет уже в нем».

 Существует множество форм обучения и воспитания как процесса всестороннего развития детей, но театрализованная деятельность занимает одно из ведущих мест. Это тот вид деятельности, где игра, воспитание и обучение неразрывно связаны. Каждый ребенок по своей природе волшебник. Задатки творческих способностей присущи любому ребенку. Нужно суметь их раскрыть и развить. И совместная задача детского сада и родителей помочь не растерять творческие способности у кого они проявляются, и развить, у кого они спят.

 Творчество, как никакая другая деятельность влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка. Иногда творчество выступает как компенсация за неудачи в других видах деятельности «Я плохо считаю, но зато танцую лучше всех».

 Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Как же научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому помогут театрализованные игры. Потому  что они являются средством самовыражения и самореализации ребенка дошкольного возраста.

 Характер всех театрализованных игр и особенно игр-представлений позволяет успешно решить многие воспитательно-образовательные задачи дошкольного учреждения: воспитать художественный вкус, развить детскую фантазию, воображение, память, развить творческий потенциал (художественно-речевой, музыкально-игровой, танцевальный, сценический), сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшей жизни определит потребность каждого ребенка обращаться к театру как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия.

 Совместно с вами, уважаемые родители, нам хочется научить ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародить стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

 Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью.

 Все театрализованные игры можно разделить на две основные  группы: драматизации и режиссерские.

  1. В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве "артиста", самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности. Видами драматизации являются:

 * игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей.

 * ролевые диалоги на основе текста. Вы видели на празднике инсценировки песен: «Будем в армии служить».

  1. А вот в режиссерской игре "артистами" являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как "сценарист и режиссер" управляет "артистами". "Озвучивая" героев и комментируя сюжет, он использует разные средства выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный и т. д.

 Для того чтобы развивать творческие способности детей в процессе театрализованной деятельности необходимо выделить несколько условий:

1.   Первое условие - обогащение среды атрибутами театрализованной деятельности и свободное освоение детьми этой среды;

 Совместно с логопедом был организован кружок «Театральная капель, который периодически пополняется новыми атрибутами, декорациями. Развивая воображение и творческие способности у детей, важно так организовать предметно-познавательную среду, чтобы она служила «пусковым механизмом».

2.  Второе условие - содержательное общение педагога и детей.

 На занятиях и в группе с воспитателем детям  читают художественные произведения, рассматриваем иллюстрации; ходим на экскурсии; играем и слушаем музыку, подбираем песни, танцы т.д.

3.   Третье условие – это обучение детей выразительным средствам театрализованной деятельности.

Интонация - это смена голоса.

Мимика - говорит нам без слов о тех или иных чувствах и настроениях человека, то есть когда лицо выражает какие-либо эмоции.

Жесты - динамическое движение тела: рук, ног, головы и т.д., а так же поза.

Пантомима - мимика в сочетании с жестами.

 В театрализованных играх с помощью выразительных средств разыгрываются определенные литературные произведения. Дети знакомятся не только с их содержанием, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко сопереживать событиям, взаимоотношениям героев произведений.

 Мы также хотим привлечь и вас - родители к активному участию в театрализованных занятиях в качестве исполнителей ролей, изготовителей декораций, костюмов и т.д. В любом случае союз педагогов, детей и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Как организовать театр дома.

Создание домашнего театра для большинства детей игра куда более увлекательная, чем традиционные дочки-матери или машинки.

Трехлетние малыши еще не готовы разучивать роли и выходить на импровизированную сцену перед родными и соседями, поэтому для них идеален кукольный театр. Он очень похож на привычную игру с игрушками - если вам не хватает реквизита, подключайте фантазию: пусть зеленое полотенце будет травой, а голубой шарфик - речкой. Для начала вы вполне можете сами разыграть знакомую малышу сказку. Со временем и он включится в игру, выбрав для себя любимого персонажа.

Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, а также логичность и самостоятельность мышления. Любые выступления раскрепощают ребенка, помогают ему побороть стеснительность.

Можно создать и мини кукольный театр. Установите гладильную доску, накройте ее портьерой, за которой будут прятаться юные актеры. Наручные куклы можно изготовить самим или купить в магазине наборы для кукольного театра. И не забудьте поблагодарить начинающих артистов бурными овациями.

 Не жалейте времени на домашние постановки - результат будет стоить того, ведь для детишек это будет настоящий праздник.

 06.05.2019

Интернет-ресурсы

Кто на сайте

Сейчас 29 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте